Статьи к 1 курсу обучения

2. Телесность и прана

В первой статье раздела обсуждалось, что один из главных путей освоения медитации – дать сознанию удовлетвориться простыми ощущениями, присутствующими постоянно. Это позволяет остановить на время поиск нового и попытки ставить задачи и что-либо контролировать.

В качестве объектов для фиксации внимания могут быть использоваться и внешние впечатления – зрительные и слуховые. Но основными для базового размещения внимания медитирующего будут телесные ощущения. Такой важности телесных ощущений есть следующие причины:

1. В сознании многих людей часто разотождествляется Я и тело, но все-таки тело – часть нас, мы с ним с рождения. И «быть телом» - самая естественная для человека вещь. Конечно, перегруженному аналитикой и командами сознанию взрослого человека может быть поначалу и трудно «вернуться в тело». Но зато, когда  получается, понимаешь, насколько это естественно.

2. Чувство тела очень сильно связано с удовольствием. Легко использовать ощущения тела как позитивное подкрепление при направлении на него внимания.

3. У человека есть автоматические программы движений тела, которые могут работать почти без участия Я. Когда навык движения закреплен и почти не требует контроля, например ходьба. Используя автоматический паттерн дыхания или режим автоматических или спонтанных движений тела человек вовлекаться в действие, которым практически не управляет. Довольно быстро можно прийти к состоянию, как будто тело управляет само собой. Тогда управление из обычного командного центра оказывается не нужным, и заметно снижается.

4. Во многих традиционных практиках используется схожая с предыдущей идея, когда повышенным ощущениям в теле дают «жить своей жизнью».  

 

Используя чувство тела для снижения обычного контроля, важно минимизировать обычную работу привычного концентративного типа внимания. Иначе человек остается в обычном режиме усиленного контроля.

Для этого нужно научиться удовлетворяться теми ощущениями, что у нас есть и не пытаться их усиливать «обычным способом». Проявить терпение, не иметь никаких задач, тогда свободные ресурс мозга будет перераспределяться на простое восприятие, и ощущения постепенно буду «проявляться» лучше САМИ СОБОЙ. И постепенно надо учиться отношению, что эти ощущения интересные и/или приносят удовольствие. Тогда у практикующего закрепляется опыт, что можно не делать ничего, а интересные ощущения, которые радуют, повышаются сами собой. Без усилий. Такая практика не требует «расхода» ресурса сознания, дисциплины, наоборот – она приносит удовольствие. И собственно это повышает уровень свободных ресурсов внимания.

То, переживание чувства тела, и отождествление своего Я с ним, которое я имею в виду, если и происходит при освоении танцев, боевых искусств, хатха-йоги и т.п., то обычно не до конца. Из моего 20 летнего опыта, в спокойной медитации кроются ключи, которые не раскрываются при двигательной активности любого типа.

 

Граница между научно-ориентированной практикой и «эзотерической» лежит в использовании праны. Можно сказать, что прана - это «самостоятельно-двигающиеся ощущения». С научно-ориентированной точки зрения это граничит с телесными галлюцинациями. С точки зрения традиционной практики йоги использование праны – это один из главных методов, позволяющий сделать практику гораздо эффективней.

Смысл использования праны в том, что человек открывает в своем теле процессы, которыми не нужно управлять обычным «концентративным» усилием, и которые при этом приносят удовлетворение и усиление самосознания.  Обзор древних индуистских текстов показывает, что работа с праной для изменения самосознания использовалась по меньше мере за 1000 лет до нашей эры (см., например Шата-патха-брахмана).

Следующая статья: 3. Срединное состояние