Автор

Александр Новиков

Александр практикует медитацию и хатха-йогу более 20 лет, преподает около 15.

Руководитель проекта по йоге с научным
подходом Yogin.by.

C 19 лет я интересовался природой человеческого сознания - является ли оно просто результатом деятельности мозга, или за этим есть что-то еще. Но до хорошего погружения в тему было еще далеко.

Отношение к науке

В связи с некоторой врожденной слабостью, и отсутствием понимания, как заниматься правильно, от практик работы с сознанием я быстро уставал. Поэтому, кроме развития сознания я решил укрепить организм в целом. Тогда только появились популярные книги по йоге, и они привлекали. За 7 лет я освоил все, что было в этих книгах по физкультурной и дыхательной практике, но эффективность лично для меня оказалась низкая.

Тогда я стал изучать физиологию, анатомию, медицину и т.д. Получил медицинское образование. И научный подход к йоге для улучшения здоровья и самочувствия оказался гораздо более эффективным, чем популярные направления йоги 20 века.  

Физкультурно-оздоровительная деятельность

С 2003г. я начал преподавать хатха-йогу, через 2 года полностью перешел на йогу с научным подходом. Перестал давать на занятиях многие популярные йогические упражнения, несмотря на противоречие «моде», занятия стали более простыми, но более полезными. Приглашая зарубежных преподавателей в Минске я постепенно сфокусировался на тех, кто мог объяснить объективную пользу (и их оказалось немного).

В последнее время уделяю много времени и средств на обучение современным ортопедическим технологиям, чтобы более квалифицировано помогать людям в решении проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Подробнее об этой стороне моей деятельности можно посмотреть на сайте Yogin.by.

Итак, просто «вера» в силу йоги не сработала. Моя жизненная ситуация заставила меня постепенно развить такие качества как объективность, стремление к эффективности, целеустремленность.  И устранить тенденцию увлекаться безосновательно.

Своя медитативная методика

О моем опыте обучения в других школах можно почитать в «Статьях».

После 15 летнего опыта практики разных школ работы с сознанием,  прочтения более полусотни современных научных и научно-популярных книг о мозге и сознании, и опыта преподавания медитации я пришел к следующим идеям:

  • Выявил для себя ряд потенциально достижимых задач, которые я хочу реализовать действительно качественно.
  • Понял, что во многих школах одновременно даются и прагматичные методы, которые помогают продвинуться, и «лишние» (по крайней мере поначалу), которые заставляют тратить время, но в обозримом будущем ни к чему объективно полезному не приводят.
  • Смог многие базовые задачи описать современной научной системой взглядов, что выводит из-под необходимости использовать восточные, не до конца понятные системы описания. В преподавании я стараюсь избегать восточной терминологии.
  • С другой стороны, я нашел, что,  так как мы имеем иррациональную часть, полностью рациональный подход имеет и недостатки – как минимум в области самомотивации и внутренней свободы.
  • В результате мне удалось соединить очень критичный подход к практике и стремление к максимальной эффективности с одной стороны, но и сохранить значимость иррациональной части с другой.

Отбросив большую часть того, чем занимался ранее, я смог сфокусироваться на необходимых задачах, и, используя знания и опыт, сформировать для себя рабочие методы. И результаты за два года стали лучше, чем за 15 лет до того. А именно я реализовал:

  • Способность не давать «раскручиваться» лишним мыслям в сложных жизненных ситуациях. То же с лишними фантазиями.
  • Способность удерживать хорошее настроение большую часть времени. Оно может несколько смазываться при большом количестве работы и недосыпе, но легко и быстро восстанавливаться.
  • Способность делать то, что надо (отсутствие прокрастинации), но не вовлекаться излишне эмоционально. Я владею своими делами, а не наоборот. Способность не входить в озабоченность из-за того, что планы нарушаются внешними обстоятельствами.
  • Способность осознавать себя и мир вокруг интенсивно в процессе жизни практически каждый день. Чтобы чувствовать полноту бытия, мне не надо вообще ничего во внешнем мире. Но параллельно у меня высокий уровень интереса к множеству занятий и проектов.
  • Способность полностью жить своей жизнью, а не идеями из книг. Отсечение всех когда-либо прочитанных и услышанных идей от «прямого восприятия».

Не буду перегружать сейчас эти пункты более тонкими материями медитативной практики, подробнее можно почитать в Статьях. Но из своего 20 летнего опыта скажу, что качественная реализация приведенных пунктов совершенно необходима для более «тонких» задач.

Преподавание медитации и развития

Свою методику на тех принципах, что я использую сегодня, я преподаю с 2014г. Это результат моего личного опыта, никаких ссылок на чужие идеи. Я на 100% уверен как это работает, и что это – работает. Преподаю только то, в чем уверен.

Конечно, есть и далекие, пока малопонятные «горизонты», но если человек действительно качественно наработает психическую, медитативную и «энергетическую» базу – это уже будет отлично.

Подробнее о методике читайте в разделе Статьи.