Автор

Александр Новиков

Александр практикует медитацию и хатха-йогу более 20 лет, преподает около 15.

Руководитель проекта по йоге с научным
подходом Yogin.by.

Я занимаюсь развитием сознания и совершенствованием организма более 20 лет, преподаю 15.

Моя профессиональная деятельность в сфере развивающей и оздоровительной хатха-йоги представлена на сайте Yogin.by. Считаю, что в этой сфере пронаучный подход незаменим. Только стремление к объективной эффективности, высокая критичность и хорошее научное понимание происходящих при практике процессов делают практику йоги и йогатерапии максимально полезной для здоровья и совершенствования организма. Кроме базового медицинского образования я постоянно повышаю квалификацию в области современной ортопедии, реабилитации, физиологии долголетия и т.д.

В медитативной сфере я не ограничиваюсь только научным подходом. Этому есть следующие причины:

  • Режим работы нашего сознания, в котором главным является «рассудочный командно-аналитический цент»  – один из двух возможных.  Базовая задача традиционных медитативных практик – перейти из рассудочного режима в другой (медитативный, эзотерический и т.п.).
  • На внимание расходуется определенный ресурс. При переходе из обычного режима в медитативный снижаются затраты ресурса на создание команд и сложную аналитику. Освобожденная энергия внимания уходит на более интенсивное восприятие своего тела, внешних объектов, и своего Я.
  • При более углубленной практике чувство «Я» необычно усиливается и интенсивно смешивается с чувством тела, образами внешних объектов и образами из памяти. При этом возможны очень необычные субъективные переживания. Это «внутренняя» жизнь субъекта, не касающаяся обычного социального взаимодействия и сферы материальных ценностей.
  • Еще одной основной задачей медитации является это достижение таких самодостаточности и уверенности, которые не зависели бы от внешних факторов. Речь идет о создании «внутренней опоры», не привязанной к внешнему миру, стабильной, несмотря на жизненную ситуацию.
  • Поскольку медитация развивает ценность «тонких» ощущений и внутреннюю опору, которые не привязаны «обычной» жизни,  с большой вероятностью практика  у человека сформируется мировоззрение, в котором рациональный взгляд на вещи не будет единственным доминирующим.

Мое преподавание медитации

Я посвятил много времени изучению литературы по психофизиологии сознания, психологии т.п. И какое-то время преподавал медитацию только в рациональном ключе. Но на текущий момент мой довольно большой преподавательский опыт говорит следующее:

  1. Люди с наличием иррациональных интересов занимаются лучше. Для закрепления медитативного режима человеку должна нравиться медитация сама по себе, обладать самостоятельной ценностью, иначе она не будет получаться. Люди, не ограничивающие свое мировоззрение научной картиной, имеющие иррациональные ценности, легче закрепляют ценность медитативной практики. Поэтому в значительно большем числе случаев занимаются долго и регулярно. А для исключительно рационального человека медитация - новое для него поле интересов, слабо вписанное в имеющиеся ценности.  И такой человек перестает находить время на медитацию, не успев закрепить ее ценность на опыте.
  2. Существует большое количество «не совсем научных» методов использования необычных ощущений, которые эффективно работают для решения вполне прагматичных задач.

Поэтому сейчас я считаю, что медитация с большей вероятностью подходит людям, с относительно «открытым» мировоззрением. У меня есть большой опыт подтверждающий ценность как максимально критичного отношения к практике, так и того, что «не совсем научные» методы эффективно работают. 

Для того, чтобы люди быстро «схватывали» ключевые вещи, описанные на этом сайте в практике, я создал специальную методику обучения. Ее принципы:

  • Я преподаю только то, в чем имею хороший опыт.
  • Я преподаю идеи и практики, которые могут быть поняты на уровне ощущений за один семинар и представляют из себя законченные кейсы. Не даю вещей, которые нельзя «пощупать» сразу.
  • Все предлагаемые мной идеи и методы должны давать человеку позитив. Я противник практики ради отвлеченных идей.  
  • Я не использую и, соответственно, не преподаю «чужеродные» смыслы – мантры, образы божеств, и т.д.
  • На свои курсах я ставлю как рациональные задачи, так и не совсем. Одни и те же практики могут служить для задач обеих типов, и я не вижу смысла их разделять.  
  • Методы предлагаются как такие, которые можно обосновать научно, так и не совсем. В основном это методы использования необычных ощущений. Подробнее – в текстах сайта.
  • Если человеку нужны только научно-ориентированные задачи и методы, можно брать из курса обучения только их.  Таковых там вполне достаточно.