Статьи к 1 курсу обучения

3. Срединное состояние

От древности до наших дней в практиках по самосовершенствованию широко используется идея о двойственности сознания: аналитика и творчество, рассудок и интуиция, порядок и хаос и т.д.

Конечно, у нас не два сознания, но разница между двумя состояниями достаточно ощутима, чтобы выделять эти две части. Мною выбраны термины «верхняя» и «нижняя» части сознания, причина такого выбора – далее в тексте.

Нижняя (базовая) часть сознания – первичная – получает простые ощущения, создает из них простые образы восприятия. На этом уровне происходит «прямое» переживание реальности (чувство жизни) и естественный интерес к ней: восприятие красоты, телесные удовольствия и т.д. Нижняя часть отвечает за Чувство Я, и присоединение жизненных впечатлений к своему Я целостно, без интеллектуального анализа. Также она отвечает за спонтанность.

Эта часть функционирует, не требуя отстраненного слежения за контролем действия.

Все это очень похоже на то, как современная наука описывает деятельность правой лобной доли мозга.

Верхняя часть сознания является надстройкой над первой (нижней) частью. В верхней части происходит анализ образов восприятия, связывание их в единое описание мира, в дальнейшем - введение сложных абстрактных смыслов. Эта часть отвечает за стратегическое планирование.

На этом уровне формируется аналитическое (рассудочное) Я человека, которое он часто принимает за единственное или за имеющее подавляющую значимость.

За эти процессы отвечает в большей степени левая лобная доля мозга.

Современный человек считает собой именно верхнюю аналитическую часть, очень много живет в мире идей, но относительно мало - в реальных переживаниях.

Нижнее состояние соотносится с хорошим восприятием тела и отождествлением с ним (обсуждалось в статье Телесность). Заметно, что голова при этом расслабляется. Это простое переживание жизни, где нет необходимости «смотреть со стороны».

Тогда как при необходимости анализа Я человека как бы локально смещается в голову, и наблюдает со стороны (поэтому оно и названо в статье верхним). Это проходит с большинством людей основную часть их времени бодрствования. В «верхнем» режиме постоянно происходит усиление тех или иных доминант сознания путем создания мыслей и образов. Часто этот режим гиперактивен и быстро истощает ресурсы.

 

На первом этапе освоения медитации верхняя и нижняя части работают как чаши весов – чтобы ослабить одну, надо усилить другую. Т.е. для уменьшения напряженности «верхней» части сознания достаточно перейти в нижнюю. Когда человек ощущает настоящие интерес и удовлетворение от простых жизненных впечатлений,  они перетягивают внимание человека к себе, и напряженная работа ума затихает сама собой. Собственно люди это интуитивно чувствуют, когда хотят «просто жить и ни о чем не думать».

 

После этого можно переходить ко второму этапу: объединить обе части в идеальном балансе.  

Фактически, это некое третье состояние, которое логично назвать «средним». Человек, не занимающийся медитацией, может иногда испытывать похожее состояние, но обычно редко и не стабильно. Среднее состояние характеризуется следующими особенностями:

  1. Человек интенсивно переживает и окружающую реальность и свое Я.
  2. Но также он легко может и ставить задачи и аналитически мыслить. Поскольку интенсивность аналитических доминант «мягче» любая деятельность сознания гораздо лучше контролируется. Легче начать любую мысль или деятельность в состоянии естественного интереса или прекратить их.
  3. При постановке и выполнении задач человек не испытывает чувства вынужденности – задачи или принимаются на уровне переживания так, что не возникает внутреннего противостояния, или отвергаются. Другими словами, все желания или переводятся в сознательное движение к их достижению, или растворяются без «осадка» неудовлетворенности. Это то, что сейчас иногда называют термином «жизнь в потоке».
  4. Человеку интересно как пассивное получение впечатлений, так и физическая, интеллектуальная, социальная и другая активность.
  5. Значительно повышаются возможности творчества.

По мере опыта практики результирующее состояние и многие его характеристики становятся все интенсивнее.

В этом новом состоянии все жизненные впечатления оказываются гораздо ярче. В том числе самосознание. Поэтому в разных источниках используются выражения «повышенное состояние сознание», «вспомнить другое Я», «создать другое Я», и т.д.

Достижение и развитие «среднего состояния» является конечной задачей 1 курса.

Методы его достижения на курсе могут быть вполне научно объяснены, кроме некоторых, которые использовать не обязательно. Причина их наличия на курсе – высокая эффективность и предположительно обеспечение более высокой интенсивности конечного состояния.