Вводные статьи

2. О совмещении данной методики с другими

Любая методика занятий с другими комбинируется по-разному. А именно:

  1. Хорошо
  2. Плохо (противоречие друг другу)
  3. Одна методика оказывается значительно лучше, в другой нет смысла.
  4. Не сочетаются в принципе – совсем разные задачи.

Ниже попробую привести наиболее важные нюансы сочетания моей методики занятий и процесса обучения ей с наиболее известными аспектами других идей и методов медитации и саморазвития.

 

Идеология и практика

Иногда людям, интересующиеся медитацией и саморазвитием важно, чтобы преподаватель почти полностью разделял сложившуюся у них идеологию, подводил под эту идеологию свои методы и т.п. Но не всегда бывает, что человек, который разделяет вашу идеологию, имеет хорошую методику обучения конкретным вещам.

Поэтому хочу обратить внимание на то, что у меня вы получите методику решения четко поставленных технических задач, которые обозначены в программе. Идеология же, или сверхзадачи  у нас с вами могут отличаться. Например, если методика остановки внутреннего диалога нужна вам просто для психической разгрузки, или же для общения с духами – это совершенно не мое дело, и не влияет на программу обучения.

Если вы увлекаетесь идеологией какого-то направления развития, в которой есть и некоторые практики, нюансы моей методики могут расходиться с теми, которые вы уже знаете. Но если вы идете ко мне за решением конкретных задач, значит, известные вам методы вас не до конца устраивают.  И вы должны быть готовы на несколько месяцев оставить свои старые методы, и полностью сконцентрироваться на новых.

 

Символизм

Наше сознание склонно привязываться к идеям и образам.

Одна же из базовых задач медитативной практики – достичь хорошего уровня осознания в отсутствии привязки к любым образам и идеям. И чтобы достичь способности входить в режим чистого сознания, вам нужно будет на период от 3 до 6 месяцев отказаться от практик, связанных с любым символизмом  – чакры, янтры, визуализация божеств и т.п. Мантры тоже.

 

Длительные техники простого сидения

Существуют медитативные направления, в которых  человеку рекомендуется сидеть долго и почти ничего не делать. Объяснений дается обычно мало для определения конкретного состояния сознания. Человек при этом обычно спонтанно погружается в разные состояния. Не формируется понимания сознательного быстрого перехода между состояниями, по крайней мере в первые несколько лет.

После освоения моей методики человек может перемещаться между несколькими определенными состояниями сознания, в которых можно «просто сидеть». Этот вопрос гораздо шире, чем кажется поначалу. В общем, в случае длительной практикой «ничего не делания» вы сможете «не делать» по разному и закреплять разные режимы работы сознания.

 

Транс и гипноз

Когда у человека заблокированы отношения между его рассудочной контролирующей  частью сознания и переживающей частью, занятия с преподавателем в режиме наведенного транса или гипноза могут помочь решить какую-то проблему, «раскрыться».

Но у таких практик есть и минусы:

  • Привычка регулярно передавать управление своего сознания другому человеку снижает самостоятельность управления, и может даже формировать зависимость от ведущего.
  • При таком подходе человек не учится сам. Это как постоянно ходить на массаж вместо физкультуры. Какая-то польза есть, но она далека от оптимальной, и вы не повышаете свои возможности.
  • Бывает, в трансовых состояниях рекомендуют фокусироваться на образах, далеких от реальной жизни – прошлые жизни и т.п. С большой вероятностью это может дезорганизовать мотивационную картину с существенной потерей реализма.

Крайне не рекомендую используемые иногда на таких занятиях техники нарушения работы мозга: гипервентиляция, быстрые кружения, запрокидывания головы, длительные переворачивания (от 10 минут), длительные бесконтрольные задержки дыхания.  В результате регулярного применения таких техник может происходить постепенная деградация сознания, в первую очередь аналитики.

Предлагаемые мной методы развивают самостоятельность человека. На этапе их освоения рекомендую избегать транса и гипноза. А вот после хорошей реализации в моей программе может быть смысл еще выйти за свои границы с помощью другого человека.

 

Методики развития внимания

Существуют технологии по техническому развитию внимания в определенных, обычно узкоспециализированных задачах. Например, скорочтение, или способность долго не уставая следить за образами на мониторе слежения ( для работников аэропортов и т.д.) . Такие технологии могут использовать медитацию для своих нужд, причем в каждом медитация обретет свои нюансы.

Очень важно понимать специфичность применения. Внимание в визуальной сфере, или внимание музыканта, или контроль эмоций – совершенно разные вещи.

Если для визуального контроля  требуется применение определенного усилия внимания, то для успокоения сознания силу работы внимания нужно скорее снижать.  Это не ухудшит ваши технические навыки работы внимания, по итогу даже улучшит за счет снижения расхода ресурсов сознания на лишние непродуктивные усилия.

В общем, методики по расслаблению излишнего напряжения внимания, это совсем не те методики, которые развивают внимание для той или иной прикладной сферы. Но общее снижение лишних затрат ресурсов при повышении ясности сознания помогает в любой прикладной сфере.

 

Психоэнергетика

Внимание обычного человека «отсекает» некий процент телесных ощущений, за ненадобностью для выживания и социального функционирования. Во многих медитативных практиках, в связи с уменьшением затрат ресурса мозга на аналитику, «тонкие» телесные ощущения могут лучше замечаться. Кроме «внутрителесных», бывают «внетелесные» ощущения – «поле» между ладонями и т.д. Наука признает возможность чувствования электромагнитных и других полей, только неясно, за счет каких рецепторов это оказывается возможным. Научно доказано внешнее полевое влияние на организм, почему бы не быть внутреннему? Доказательства этого не столь однозначны, но возможность вполне вероятна.

От эффективной медитативной практики у людей нередко возникают определенные ощущения, даже если он их не планировал.

Поэтому я не могу обойти это вниманием, и выделяю определенные блоки практик. Их выполнение не обязательно для заявленных эффектов методики, но при правильном применении говорит о высвобождении значительной части ресурса внимания.

Следующая статья: 3. Психологические кризисы при освоении медитации