Статьи ко 2 курсу обучения

2. Интерес и внутрення свобода

Наличие интереса - одна из главных составляющих качественной и счастливой жизни.

Интерес связан с чувством внутренней свободы, без одного нет другого.

Достижение чувства внутренней свободы и повышение интереса как способности являются одной из главных целей саморазвития и медитативной практики.

Интерес – изначально естественная для нас способность. Конечно, его нужно развивать, но  сложнее избавить сознания от программ, угнетающих интерес и чувство внутренней свободы.

На втором семинаре этому посвящена половина программы, и эта часть разбита на три блока. Ниже кратко опишу суть каждого из них.

 

1. Устранение чувства зависимости

Часто, оценивая ситуацию, мы ставим себя в зависимость от внешних факторов. Конечно, анализ внешних факторов необходим. Проблема не в аналитике, а в формировании чувства зависимости от внешних обстоятельств и требований. Человек чувствует давление обстоятельств, и у него развивается чувство противостояния. Человек все больше следит за стабильностью своего места в картине мира окружающих. Все это пожирает ресурсы, которые в норме обеспечивают интерес к жизни, и угнетает чувство внутренней свободы.

Способность анализировать факторы, влияющие на нашу жизнь, стоит развивать. И поступать соответственно. Но нужно, чтобы сфера чувств не подвергалась негативу. Медитация и прямой контроль этих процессов помогают научиться не давать формироваться угнетающему нас ощущению. Перестать интерпретировать воздействие внешнего мира на нас, как давление. И перестать внутренне сопротивляться в ответ. Просто делать то, к чему стремишься.

Важным здесь будет также формирование следующего взаимодействия с внешним миром:

  • Вкладываться в интересные для нас цели, а не только необходимые для выживания. Ценить свои действия для интереса, даже если они не дают нам материальных и социальных выгод.
  • Делать все дела лучше, чем нас заставляют обстоятельства. Никто нас не принуждает к максимальному качеству, мы выбираем сами, и это повышает внутреннюю свободу. 
  • Быть целостным в решениях. Если вы нанялись на работу,  вы должны внутренне принять договор – что вы должны компании, а что она должна вам. Не разбивать свою психику на части, когда одна часть хочет работать, а вторая нет. Нужно ХОТЕТЬ. Но при этом знать, зачем это нужно лично вам, чувствовать свое движение вперед. Не относиться ко времени, проведенному на работе, как не важному для вас лично.
  • На уровне ощущений выйти из «социальной иерархии». Уменьшить желание доминировать в картине мира. Да, внешняя значимость бывает полезна, но нужно перестать внутреннее соотносить свою значимость с внешним миром.
  • Уменьшить вовлеченность в поддержание порядка, который лично нам ничего не дает. Перестать пытаться лезть в любой обмен мнениями и т.д.

 

2. Развитие многовариантности

Люди часто сталкиваются с проблемой низкой способности к изменениям. Мы привыкли относиться к определенным вещам и людям определенным образом, действовать определенными способами, жить в определенных режимах и т.п. Это фиксирует нас, не дает обновляться.

Значительная часть второго семинара отводится повышению вариабельности личности. Главная идея - нужно перестать ОПРЕДЕЛЯТЬ СЕБЯ, стать для самого себя неопределенным. Поставить под сомнение саму идею необходимости фиксации своего образа и качеств. Это ключевой фактор выхода за пределы уже известных человеку схем. Может казаться парадоксальным, но это снижает и уровень тревожности. Мы боимся неопределенности, когда пытаемся зафиксировать себя и мир вокруг. Если мы сами для себя неопределенны, мир становится волшебным, а не устрашающим. Чтобы обновляться, мы должны перестать цепляться за то, какими мы являемся сейчас. Нужно научиться как бы отказываться от сданных карт и получать новые.

Конечно, нужно также перестать внутренне зависеть от мнения других по поводу своего образа.

Практика на семинаре значительно отличается от психологических тренингов. Происходит обучение не изменению значимости каких-то доминант в определенной системе координат, а обучение способности отключать вообще значимость определенной системы координат - на короткое или длительное время. 

В результате практики снижается потребность фиксировать свой образ в какой-то социальной картине, потребность фиксировать свои качества и стремления. Человек раскрывает новые грани и развивает привычку постоянно меняться.

Соответственно, человек начинает замечать гораздо большее число вариантов выбора локальных и стратегических жизненных путей. Мир «открывается». Намерения и действия человека становятся боле «прямыми», не отягощенными необходимостью поддержания того, что он уже имел раньше. Человек может гармонично вписаться в любой ход событий, сделать «своим» любой вариант жизни.

 

3. Бесстрастность

Часто каждый раз, когда мы недовольны сложившейся ситуацией, мы сознательно или бессознательно хотим, чтобы этого кусочка нашей жизни не было. И тогда мы хотим заменить этот «черный» кусок жизни «белым». Начинаем фантазировать о том, как бы хорошо было, если бы было по-другому. Это уводит нас из реального мира.

Но это еще не все. Дальше мы начинаем искать компенсацию «черному». Специально ищем что-то, что поможет нам не чувствовать дискомфорт. Нормально, если это проактивное действие, которое нам и так интересно. Проблема возникает, когда мы занимаемся чем-то часто не особо для нас интересным, лишь бы компенсировать черную полосу жизни. Как бы «забыться». Например, выпить вечером пива или поиграть в игрушку, чтобы забыть о дне работы, которая была для нас неинтересна. Найти хоть какую-то компанию, чтобы не чувствовать себя одиноким и т.д. Выходные используем не для интересных вещей, а опять для компенсации.

В конце концов, попадание в черную полосу становится оправданием, чтобы не делать то, что интересно, или полезно. Например, когда человек говорит: «Вот была бы у меня хорошая жизненная ситуация – я не переедал бы. А так у меня черная полоса и я должен компенсировать чем-то, так что съем тортик, или выпью пива». Но часто ни тортика, ни пива, ему по-настоящему не хочется, это все компенсация.

И компенсация становиться привязывающей привычкой, человек уже не мыслит свой день  без десерта или той же сигареты.

Чем больше деление на черное и белое, тем меньше у человека в жизни интересного, и тем больше он отделяется от реальности.

Чтобы жить насыщенной жизнью, нужно прекратить делить свою жизнь на черную и белую в принципе. Нужно относиться с интересом ко всему в реальном мире – и к работе, и к отдыху, и к социальным взаимодействиям.

Значительная часть второго семинара посвящена обучению способности прекращать недовольство и раздражение чем-либо в жизни. Черная полоса – это наше отношение к ситуации, которое можно поменять за одну секунду, если натренировать навык. Соответственно, уходит из жизни и идея компенсации.

Жизнь становится одним сплошным приключением. Человеку интересно жить, растет его уровень внутренней свободы.

Следующая статья: 3. Цели и действия