Базовое медитативное состояние
От древности до наших дней в практиках по самосовершенствованию широко используется идея о двойственности сознания: аналитика и творчество, рассудок и интуиция, порядок и хаос, и т.д.Это можно представить как режима работы сознания.
В каждом из режимов человек чувствует себя по-разному, но вполне определенным образом.
Режим простого восприятия
В первом режиме сознание получает простые ощущения, создает из них простые образы восприятия. Происходит «прямое» переживание реальности (чувство жизни) и естественный интерес к ней: восприятие красоты, телесные удовольствия и т.д. Нижняя часть отвечает за присоединение жизненных впечатлений к своему Я целостно, без интеллектуального анализа.
Это можно соотнести скорее не с правым полушарием мозга, а с первой сигнальной системой человека – той части сознания, которая ближе к животным.
Это состояние соотносится с хорошим ощущением тела и отождествлением с ним (см. статью). Чувство себя и потока жизни похоже на самосознание животных – ты просто есть, ты – тело.
Абстрактно-аналитический режим
Второй режим сознания является надстройкой над базовым. В нем происходит введение сложных абстрактных смыслов, которых нет в простом внешнем восприятии мира, и формирования абстрактного описания мира. Происходит придание и ранжирование ценностей, и стратегическое планирование.
Этот режим явно связан с очень развитой у человека второй сигнальной системы (абстрактно-аналитической), которая и отличает его от животных. Этак активность считается сильнее связанной с левым полушарием мозга.
Этот режим трудозатратен. При длительном использовании ресурсы мозга истощаются так, что человеку не остается внимания, чтобы «замечать» себя и поток жизни. Современный человек считает «собой» именно аналитическую часть, очень много живет в мире идей, но относительно мало – в реальных переживаниях.
Переключение между режимами
Что же наличие этих двух режимов работы сознания может дать в плане практики?
На первом этапе освоения медитации активность этих режимов работает как чаши весов – чтобы ослабить один, надо усилить другой.
Т.е. для уменьшения напряженности сознания надо перейти из режима сложных смыслов в режим простого восприятия. Благодаря этому человек постепенно все лучше ощущает настоящие интерес и удовлетворение от простых жизненных впечатлений. Чем больше он это замечает, и получает позитивное подкрепление, тем проще туда переходить. Напряженная работа сознания затихает сама собой. Собственно люди это интуитивно чувствуют, когда хотят «просто жить и ни о чем не думать», ездят в отпуск, занимаются телесными практиками.
Методики первого семинара позволяют по желанию быстро смещаться в этот режим.
В некоторых современных тренинг-курсах это состояние позиционируется как конечная задача, но это еще даже не базовое медитативное состояние.
Но не прочувствовав хорошо разницу между первым и вторым режимами, не получиться перейти к ключевому шагу.
Срединное состояние
После способности сознательно переключаться между верхним и нижним режимами можно переходить к ключевому этапу: объединить их в идеальном балансе.
Такое объединение дает некое третье состояние. Человек, не занимающийся медитацией, может иногда испытывать похожее состояние, но обычно не стабильно и не такое глубокое, каким оно может быть. А способность его длительного удержания и его развитие дает многое:
- Интенсивно переживается свое Я и окружающая реальность. Что меняет жизнь радикальным образом.
- Легче ставить задачи и аналитически мыслить. Поскольку интенсивность доминант в сознании «мягче», чем обычно, любая деятельность сознания гораздо лучше контролируется. Легче начать любую мысль или деятельность в состоянии естественного интереса или прекратить их.
- При постановке и выполнении задач человек не испытывает чувства вынужденности – задачи или принимаются на уровне переживания так, что не возникает внутреннего противостояния, или отвергаются. Другими словами, все желания или переводятся в сознательное движение к их достижению, или растворяются без «осадка» неудовлетворенности. Это то, что сейчас иногда называют термином «жизнь в потоке».
- Человеку интересно как пассивное получение впечатлений, так и физическая, интеллектуальная, социальная и другая активность.
- Значительно повышаются возможности творчества.
По мере опыта практики результирующее состояние и многие его характеристики становятся все интенсивнее.
В этом новом состоянии все жизненные впечатления оказываются гораздо ярче. В том числе самосознание, чувство своего Я. Поэтому в разных источниках используются такие описания такого состояния как «повышенное состояние сознание», «вспомнить другое Я», «создать другое Я», и т.д.
Достижение этого «среднего состояния» является основной задачей 1 семинара.
Развитие срединного состояния с помощью углубленных техник на последующих семинарах позволяет достичь особого состояния, описанного в древних текстах – «самадхи». Подробнее – в статьях ко 2 семинару.